История калужского храма в честь Казанской иконы Божией Матери

Издавна на берегу Оки возвышался исключительный по красоте храм, про который в конце XIX — начале XX века писали: «Отличается особым благолепием». И сегодня, въезжая в Калугу со стороны Правобережья, местные жители и гости города любуются этой возрождающейся святыней, имеющей богатую историю.

Этот величественный храм был в дореволюционной Калуге одним из 27 приходских храмов. В различных документах, включая клировые ведомости, он имел разные названия: Преображенско-Казанский, Спасо-Преображенский, Казанский, Преображенский или Казанский под горой. В народе его традиционно называли Казанским по одному из приделов и чудотворной иконе, которая славилась не только в Калужской губернии, но и в других краях.

Престольными праздниками этого храма в тот период значились (по старому стилю)

— Казанской Божией Матери — 8 июля и 22 октября,

— Преображения Господня — 6 августа,

— Положение ризы Господней — 10 июля.

Когда наступила пора суровых испытаний, гонений на церковь, Казанский храм разделил участь многих церквей, терявших свое былое великолепие. В это трудное время прихожанам помогал проповедями и молитвой преосвященный Павлин (Крошечкин), епископ Калужский и Боровский, причисленный позднее к лику святых. Годы после закрытия церкви принесли только разрушения. Но Господь не допустил того, чтобы исчезла с лица земли эта святыня.

В девяностые годы XX века началось восстановление Казанского храма, который пострадал от времени и людской жестокости: 1996 г. — передача храма Калужской епархии, в 1998 году был освящен четырехметровый крест, поднят на семидесятиметровую высоту колокольни, освящены и помещены на колокольню колокола.

Сейчас пока он мало напоминает ту святыню, которая была создана на пожертвования богатых и бедных, калужан и приезжих, знатных и безродных. Но с Божией помощью по молитвам настоятеля храма - отца Максима Немыченкова и прихожан, за счет пожертвований добрых людей медленно возвращается общий вид калужской святыни. Все, кто может, несут свою лепту на украшение храма и тем самым выражают свою верность Христу и вере предков. С 1998 по 2011 год подняты маковки на четверик, восстановлены исторические галереи, отремонтированы колокольни и фасад.

19 августа 2011 года в престольный праздник Преображения Господня настоятелем о. Максимом Немыченковым совершена первая Божественная Литургия в храме. 21 июля 2012 года на престольный праздник Казанской иконы Божией Матери совершил Литургию митрополит Калужский и Боровский Климент.

По описи городских церквей за 1626 год храм был записан как Преображения Господня, с приделом Рождества Пресвятой Богородицы (деревянный), по описи за 1685 год — храм Преображения Господня, с двумя приделами (деревянный).

В «Калужской десятине» самое раннее упоминание об этом храме относится к 1680 году, а в 1697 году «В церкви Преображения, что под горою, на посаде семь престолов: Преображения, Николая Чудотворца, св. муч. Георгия, Рождества Пресвятой Богородицы, св. муч. Дмитрия, Петра и Февронии чуд. (в этом приделе чудотворный образ Пресвятой Богоматери Казанской) и св. Филиппа митрополита».

Что касается каменного здания, то оно строилось и получало приделы позже и в разные годы: «Церковь сия с приделом по правую сторону созиждена в 1709 году, другой придел по левую сторону в 1802 году, а паперти, как у северной, так и с южной стороны, перестроены в 1834 году на сумму из церковных доходов и доброхотных двигателей».

Храм имел малый приход, но пожертвования текли с разных сторон. В православной периодической печати указывалось, что «существует предание, что царевна Наталия Алексеевна сразу подвинула дело вперед, давши на храм 1000 рублей». В тех же источниках указывается, что на строительство каменного здания жертвовали боярин Б. П. Шереметьев, ставник А. Ф. Лопухин, стольник Д. А. Мансуров, А. Д. Меньшиков и др.

В храме были святыни, которым поклонялись не только Калужане, но и приезжий люд, главная из которых — старинная чудотворная икона Казанской Божией Матери, прославившаяся помощью молящимся в самых разных нуждах. Икона была с любовью украшена серебряной ризой с жемчугом, на которой было много драгоценных камней. Не только православные, но и раскольники прочитали эту святыню. Невозможно перечислить все случаи чудотворения.

Перед Казанской чудотворной иконой молились не только в храме, с этой святыней совершались шествия по домам верующих. Более того, с 1627 года в Калуге ежегодно 22 октября (по старому стилю) проходил крестный ход из собора в Казанский храм с чудотворной иконой.

Великолепный храм был украшен прекрасными росписями в греческом стиле. Как роспись, так и другие работы по украшению храма выполнялись замечательными «столярными мастерства художниками, золотарями, иконописцами». Многие из них участвовали в благоукрашении Благовещенского, Архангельского и Успенского соборов в Москве.

На паперти Казанской церкви в особой рамке находилась рукопись: «Опись вклада, пожертвованного города Калуги во храм Преображения Господня, что под горою, принесшими во оный чудотворную икону Казанские пресвятые богородицы из града Вязники калужским купцом Тимофеем Никитиным гостем московским Судовщиком по призванию Третьяка и женою его Евфимиею Симеоновою...» Почиталась память этих благотворителей, которые были похоронены недалеко от храма.