06.04.2018

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — один из самых великих, самых радостных, самых особенных праздников, который совершается ежегодно 7 апреля (25 марта по старому стилю) и отстоит ровно на 9 месяцев от даты празднования Рождества Христова. Праздник установлен в воспоминание возвещения Деве Марии архангелом Гавриилом благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Иисуса Христа. Благовещение имеет один день предпразднества и один день попразднества, в который празднуется Собор св. архистратига Гавриила.

Это праздник, который никогда не переносится, с каким бы днем он не совпадал. Даже с Великой Пятницей и Великой Субботой Благовещение совмещается! Когда Праздник Благовещения совпадает с Пасхой, то называется «Кириопасхой» (Господственной (Господней) Пасхой).

 

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы. 

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Ныне исполнилось великое таинство веры нашей христианской, исполнилось то, о чем за семьсот лет до Рождества Господа Иисуса Христа предсказал святой пророк Исаия: Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: «с нами Бог».

Почему этот святой пророк говорил, что Господу нарекут имя Эммануил, тогда как Архангел Гавриил, приветствовавший ныне Пресвятую Деву Марию, сказал, что наречет Она имя Ему Иисус? Что же это значит? Это объясняется значением имени Эммануил: «с нами Бог».

Все христианские народы, все, уверовавшие в Господа Иисуса Христа, именуют Его Спасителем, Богом Истинным, Который жил с людьми на земле. Этим и оправдалось имя Эммануил, «с нами Бог», о котором говорил пророк. Эммануил — это Богочеловек, это Бог, Который с нами, Бог во плоти. Совершилось величайшее таинство нашего спасения, то, о чем читаем у святого апостола Павла: Беспрекословно, великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1Тим. 3:16). Он говорил, что в эту необычайную тайну хотели бы проникнуть святые Ангелы, но и им не дано познать всех глубин ее. Нам ли, слабым и немощным, пытаться в нее проникнуть?

Но мы знаем, что догматы о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа и о бессеменном воплощении Его от Пресвятой Девы Марии составляют основу всей нашей веры христианской. Ибо если бы мы не верили в то, что Господь Иисус Христос есть истинный Сын Божий, воплотившийся от Пресвятой Девы Марии, то тщетна была бы наша надежда на спасение. Сам Господь Иисус Христос говорил о Себе, что Он Сын Божий, Хлеб небесный, сшедший с Небес. Это мы принимаем всем сердцем своим и не пытаемся постигнуть бездонной глубины тайны явления Бога во плоти.

Но все-таки, насколько доступно нам, попытаемся понять, почему необходимо было воплощение Сына Божия, почему надо было Ему принять плоть человеческую? Не потому ли, что спас Он нас от смерти вечной и от власти диавола Крестом Своим, Своими страшными голгофскими страданиями и крестной смертью?

По неизреченному Божиему совету необходимо было, чтобы Господь наш Иисус Христос «смертию смерть попрал», чтобы Он воплотился и принял человеческое Тело, и умер подлинной человеческой смертью. Господь Иисус Христос принес эту страшную жертву для того, чтобы приблизить нас к Богу, для того, чтобы сделать нас из смертных людей вечно живущими богочеловеками. Он стал Богочеловеком и открыл нам путь к богочеловечеству, к тому, чтобы в нашем обновленном теле мы приобщились к вечному и бесконечному приближению к святости Божией. А если это так, то, конечно, Он не мог этого сделать, оставаясь только Богом. Он должен был стать Богочеловеком, должен был воплотиться от Пресвятой Девы Марии.

Это событие — воплощение Сына Божия — безмерно велико, так что должно было быть предвозвещено чудесным образом — явлением Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии, и его благовестие было величайшим из всех благовестий, которые когда-либо слышал род человеческий. В Назарете, в скромном жилище Пресвятой Девы Марии прозвучали удивительные слова: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах (Лк. 1:28), то есть, благословенна более, чем кто-либо из жен человеческих.

Пресвятая Дева Мария молчала. Пришла ли Она в трепет и ужас, естественные для обыкновенного человека при виде Архангела? Нет, не ужас овладел Ею, а смущение — из-за необычайности приветствия. Дева не ужасалась необычайности явления, потому что Она Сама была Святейшей из святых, и Ее святая душа была подобна Ангелу своей духовной чистотой. Она высказала только совершенно понятное недоумение, спросив: Как это может быть, когда Я мужа не знаю? И получила дивный ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя (Лк. 1:34-35).

Была ли когда-нибудь среди всех рожденных Дева, подобная Пресвятой Марии по чистоте и святости? О нет! Таковой никогда не было и не будет. Несказанно и поразительно, овеяно Божественной славой великое таинство воплощения Господа нашего Иисуса Христа. Как же нам не преклоняться всем сердцем перед Пресвятой Девой, Которая стала орудием великой и непостижимой тайны Божией? Как же не называть Ее нам «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим»? Разве Мать Самого Царя Небесного не должна быть поставлена нами выше всех Сил Небесных, выше всех Его слуг? А Архангелы, Серафимы и Херувимы — это слуги Божии.

Конечно, мы должны чтить Ее всем сердцем и считать своей Небесной Матерью, стараясь подражать Ее добродетелям и исполнять те слова Ее, которые мы поем на каждой утрени и которые говорила Она Елисавете, матери Предтечи Господня: Призрел на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1:48).

Мы все, православные христиане, ублажаем Пресвятую Деву Марию согласно с учением Священного Писания, но с болью должны сказать, что враги Церкви Христовой — протестанты, сектанты и другие еретики — не участвуют в этой хвале православного мира. Они совершенно отвергают почитание Пресвятой Богородицы, говоря, что Божия Матерь была только благочестивой женщиной, как и многие другие, и даже осуждают нас за то, что мы возносим к Ней молитвы и, обращаясь к Ней, говорим: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Они говорят: «Как это можно — искать спасения у благочестивой женщины? Один у нас Спаситель — Господь Иисус Христос, один Он нас спасает, и других спасителей нет».

Что же им ответить на это? Мы обращаемся к Матери Божией как к Заступнице нашей. Мы знаем, что непосредственно Она не спасла мир, как Ее Божественный Сын спас нас Крестом Своим. Но Она может содействовать нашему спасению Своими молитвами перед Сыном Своим, и мы просим молитв Ее, которые так сильны пред Ним.

Святой апостол Павел говорил о себе: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1Кор. 9:22). Он призывал апостола Тимофея: «Вникай в себя и в учение, ибо так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (см. 1Тим. 4:16).

Как мы видим из Священного Писания, и святые апостолы спасают нас. Каким образом? Таким же, как и Пресвятая Богородица, — своими молитвами, своим учением и своей близостью и к нам, и к Господу Иисусу Христу. Если апостолы могут нас спасать, то почему же Матерь Божия не может? Она Заступница наша, Благодатная Мать всего рода христианского. Потому мы и взываем к Ней: «Пресвятая Богородица, спаси нас».

Мы называем Ее Владычицей, Царицей Небесной. А сектанты этим возмущаются: «Один у нас Царь — Бог». А разве не в праве мы называть Ее Царицей, если Она Мать Царя? Разве даже в роде человеческом всякая мать Царя не носит титула Царицы? В этом же самом смысле мы и называем Ее Царицей Небесной, ибо Она Мать Царя нашего, Господа Иисуса Христа. Мы называем Ее Владычицей, потому что Она имеет великую власть защищать нас от диавола. А несчастные сектанты отвергают эту божественную, святую помощь Пресвятой Девы Марии.

Да запретит им Господь! А нам всем да запретит Он всякое общение с сектантами, чтобы не совратили они нас на путь погибели. А Пресвятая Богородица, величайший праздник Которой мы празднуем сегодня, да спасет нас всех от диавола и всех слуг его. Аминь.

7 апреля 1945 года.

 

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский

Внимательно, рассудительно, осторожно наблюдайте за собою, как слушаете то, что доходит до вашего слуха, как принимаете и должны принимать слышимое. Так наставлял Христос Спаситель Своих учеников. Пречистая Матерь Его, Преблагословенная Дева Мария в совершенстве исполнила сие наставление, когда оно не было еще произнесено.

Христиане! Наставление Христа Спасителя относится и к нам по тому самому, что мы Христиане, то есть ученики и последователи Христа. Пример Пречистой Матери Его может ввести нас в разумение наставления Его.

Праматерь Ева не положила себе правила: Блюстися, како слышит, когда вступал с нею в разговор змий искуситель, хотя самая необычность сего явления должна была внушить осторожность. Чрез отверстое любопытством ухо словесный яд приник до сердца ее и отравил душу грехом, прежде нежели вкушением запрещенного плода отравлено тело. И праотец Адам не уберег своего слуха от греховного слова жены и чрез нестерегомое ухо допустил смерть войти во весь род человеческий.

Не так Пресвятая Дева Мария. Как предопределенная в служение таинству исцеления человеческого рода от смертоносной заразы греха, Она, при самом вступлении в сие служение, исправляет первоначальную погрешность прародителей. Она слышит приветственный глас Ангела, уже более или менее ведомый Ей со времени воспитания Ее в храме Иерусалимском, и при всем том блюдется, како слышит, не вдруг допускает высокое о Ней слово до смиренного сердца, не отвечает на приветствие, останавливается в заботливом размышлении. Смутися о словеси его и помышляше, каково будет целование сие (Лк. 1:29).

Какое это слово, которым произведено смущение в душе чистой и мирной? Это слово Ангела: Радуйся, Благодатная: Господь с Тобою: благословенна Ты в женах. Но что же здесь могло быть причиною смущения? Причиною смущения обыкновенно бывает слово печальное, или строгое, или унижающее, или обидное, или угрожающее. Ничего такого нет в словах Ангела. В них видны: радость, благоговение Ангела к Пресвятой Деве, Ее достоинство, Божие к Ней благоволение. Вникните в дело духовным разумением. Словом печальным, строгим, унижающим, обидным, угрожающим приводится в смущение наша нетерпеливость, наша гордость. Сих качеств не было в Пресвятой Деве, почему и такие тяжкие слова не привели бы Ее в смущение. Но в Ней обитает глубокое смирение, и потому для Нее неудоприемлемо слово, которое возвышает Ее. Смирение не любит оглашающей похвалы, уклоняется от нее, боится, чтобы она не повредила ему, и потому, когда слышит хвалителя, с невольною заботой внутренне вопрошает: действительно ли ты Ангел Света? Таково значение смущения, в которое Пресвятая Дева приведена была приветствием небесного Благовестника.

Но и беспорочное смущение есть состояние неестественное. Душа, ощутив себя в оном, ищет пути, чтобы выйти из оного. Какой же путь открыла для сего Пресвятая Дева? Путь безмолвного размышления. Помышляше, каково будет целование сие (Лк. 1:29).

Вслушайтесь пристально в молчание Пресвятой Девы пред благовествующим Ангелом: вы найдете, что сие молчание так же премудро, как премудро слово. Если бы Мариам поспешила отвечать на хвалебное приветствие Ангела без отрицания слышимой похвалы, это было бы утверждение и принятие хвалы, и было бы тяжко для Девы в отношении к Ее смирению. Если же Она отвечала бы с прекословием, это могло быть оскорблением вестнику небесному. И того и другого затруднения избежала Она, скрывшись от слова в молчание и употребив для размышления. Помышляше: каково будет целование сие? Что значит приветствие необычайное? Как поступить с приветствием, которое трудно и страшно принять и так же трудно и страшно отвергнуть? Если от Бога приходит слово, не явит ли Он знамения, прекращающего смущение и страх и разрешающего недоумение? Знамение действительно явилось в том, что на глубокомысленое молчание Пресвятой Девы, как бы на внятное слово, Ангелом дан сообразный ответ: Не бойся, Мариам (Лк. 1:30). Из сего познала Она, что Бог открыл Ангелу Ее внутреннее состояние и послал Ей слово успокоения, и что, следственно, со спокойствием и верою должно внимать дальнейшему провещанию Ангела. Так Она приготовилась и приготовлена была принять благовещение о воплощении в Ней Сына Божия – Спасителя мира – и возмогла из безмерной глубины смирения изнести безмерно высокой веры слово: Се, Раба Господня: буди Мне по глаголу Твоему (Лк. 1:38).

Видишь ли, Христианская душа, хотя отчасти, душу Пресвятыя Девы, ее внутреннее благоустроение, ее бдительность на страже нравственного самосохранения? Учись сокровенной мудрости Ее, подражай бдительной осторожности Ее в собеседовании. Блюдися, како слышиши. Не останавливай себя тем, что Ее путь очень высок и что твой путь инаков. Если обленишься и не поревнуешь хотя издалеча последовать Пресвятой Деве путем восходящим, то легко можешь совратиться на путь Евы, нисходящий и ведущий к падению. Легко может случиться, что к тебе подкрадется какой-нибудь словоохотный змий, мудрейший всех зверей сущих на земли (Быт. 3:1), но далекий от мудрости даже просто человеческой, и кольми паче от небесной, который видится обитателем рая, а невидимо принадлежит к жителям ада, которого словеса умякнуша паче елеа, и та суть стрелы (Пс. 54:22), который в мечтательных и льстивых словах обоготворит тебя, а в самом деле заразит тебя клеветою и хулою на Бога, который предложит тебе красивый и сладкий плод, и ты в нем вкусишь грех и смерть.

Пример Пресвятыя Девы показывает, что с осторожностию должно слушать даже Ангельское слово. И если такая осторожность нужна была для Нее, то кольми паче нужна для нас. Ибо, как предостерегает Апостол, сам сатана преобразуется во Ангела светла (2Кор. 11:14), и потому неосмотрительный может принять блестящую медь за золото, слово лести и обмана – за слово истины. Если твоему внешнему или внутреннему слуху является необычайное слово, представляющее себя посланным свыше, не спеши принимать оное, размысли в безмолвии, испытай, согласно ли оно с достоверно известным словом Божиим и учением Христовым; огради себя смирением, молитвою, и притом, как учат богомудрые, троекратною молитвою, и, поколику возможно, советом имеющих духовную опытность. Истина не оскорбится твоею осторожностию, а ложь и мечта не успеют обаять тебя.

Если и Ангела слышащему нужно блюстися, како слышит, что сказать о собеседованиях человеческих? Сколько в людях ложных и худых мыслей, сколько страстей, сколько пороков! Все они могут обратиться в заразу, более или менее сильную и вредную, приметно и неприметно переходящую чрез слово и собеседование. Много явных и скрытых опасностей, много нужно благоразумия и осторожности.

Слышишь ли слово в похвалу тебе? Остерегись. Похвала нередко скрывает в себе лесть, или может самого тебя сделать льстецом для самого себя, если пленишься ею, может удалить от тебя смирение и поселить в тебе самонадеяние и небрежение о дальнейшем усовершении себя и своих дел. Услышав похвалу, помысли, каков ты должен быть, вспомни свои недостатки и старайся иметь достохвальные мысли, намерения и дела, а не ловить исчезающий звук похвалы.

Слышишь ли слово, тебя оскорбляющее или унижающее? Остерегись, чтобы не воспламениться гневом, который правды Божия не соделывает (Иак. 1:20). Скажи лучше себе: вот случай поучить себя терпению и смирению, – и отвечай оскорбляющему и унижающему или молчанием, или, если необходимо, кротким словом правды.

Слышишь ли слово порицающее и осуждающее ближнего? Остерегись, чтобы чрез слух не принять участия в грехе чужого языка. Не прилагай сердца твоего к словам, которые вреднее для осуждающего, нежели для осуждаемого.

Слышишь ли слово, опечаливающее настоящим или угрожающим бедствием? Остерегись, чтобы твоя печаль не сделалась сильнее твоего рассудка и твоей воли. Многи бо печаль уби и несть пользы в ней (Сир. 30:25). Раствори печаль твою молитвою и умиротвори себя преданностию в волю Божию и упованием на милосердие Божие.

Что, если услышишь или увидишь в чтении слова неблагонравия, неблагоговения, неверия? Поспеши заградить ухо твое и закрыть око твое от тлетворного ветра. Не прельсти себя мыслию послушать или прочитать из любопытства, или для забавы. Не касайся сажи. Не играй огнем. Не желай узнать вкус яда. Тлят обычаи благи беседы злы (1Кор. 15:33).

Не надобно ли, скажет кто-нибудь, – не надобно ли иметь осторожности и при слушании учения духовного и нравственного? Точно надобно иметь осторожность – именно осторожность, чтобы не быть, по выражению Апостола Иакова, слышателем забытливым, подобным человеку, который посмотрел на себя в зеркале, отошел и забыл, каков он. Ибо не слышатель забытливый, но творец дела, сей блажен в делании своем будет (Иак. 1:22-25). Аминь.

1858 г.


Возврат к списку