
Освящение новой иконы "Положение Ризы Господней"
На минувшей неделе в наш храм поступила новая икона, написанная специально для левого придела, освященного в честь Положения Ризы Господней. Работы над иконой продолжались около двух лет. И в воскресенье 17.12.2017 после Божественной Литургии состоялось её торжественное освящение.
Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с Его Хитоном, который достался одному из воинов по жребию. Хитон – это нижняя одежда, которую носили на теле. Этот не сшитый Хитон соткала Своему Сыну Сама Матерь Божия и именно об этом Хитоне повествуется в Евангелии, что его не решились разодрать даже воины, распинавшие Спасителя.
Риза же, подобная плащу, была разорвана воинами на части. А Хитон в отличие от Ризы нельзя было делить, иначе бы он просто распустился на нитки. Риза и Хитон ясно различаются в Священном Писании: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей метали жребий» (Ин. 19:23-24; Пс. 21:19).
Об обстоятельствах перенесения Хитона и Ризы из Иерусалима повествуют разные предания.
По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен из Иерусалима в Мцхету – столицу Иверии (Грузии) еврейским раввином по имени Елиоз, который был очевидцем страданий Иисуса Христа на Голгофе и уверовал в Спасителя. Он сумел приобрести Хитон у одного из воинов и вернулся с ним в Мцхету, где Хитон был положен под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели, где пребывает и поныне. Празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября.
Риза Господня, вернее, одна из её четырех частей, как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до XVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез с другими сокровищами и Ризу Господню.
Питая любовь и расположение к благоверному царю Михаилу Федоровичу Романову, царствующему на Руси в то время, шах Аббас часто отправлял к нему послов с дарами. Также и российский царь присылал к нему послов с дарами. В марте 1625 года посол от шаха Аббаса помимо других ценных даров привез с собой драгоценный подарок святейшему патриарху Филарету, а именно: Ризу Господню, положенную в золотом ковчеге, украшенном драгоценными камнями. В послании персидский шах извещал, что Риза Христова найдена во время завоевания Иверской страны в митрополичьей ризнице, где она была запечатана в одном из крестов. Взяв эту Ризу шах отправил её в дар святейшему патриарху Московскому.
Святейший патриарх Филарет с радостью принял великий дар, а потом призвал к себе находившихся в то время в Москве опытных греческих старцев и спросил их – знают ли они что-нибудь о Ризе Господней, и что говорят о ней в странах греческих? Каждый из старцев поведал, что ему было известно, говоря, что много чудес творилось сею Ризою Христовою.
Поскольку Ризу прислал иноверный царь, а «неверных слово без испытания во свидетельство не приемлется», стали искать доказательства подлинности присланной святыни. Патриарх Филарет пожелал иметь свидетельство свыше. ВО всех монастырях и храмах был объявлен строгий пост и молитва, чтобы Господь Бог Сам явил Свою волю об этой святыне. Потом, совершив всенощное бдение в Неделю Крестопоклонную, святейший патриарх повелел Ризу Господню возлагать на больных, подобно тому, как в древности благочестивая царица Елена возложила на мертвеца крест Христов для удостоверения всех в его истинности. Как и тогда, все удостоверились в истинности Ризы, ибо от неё получили исцеление и скорое выздоровление все болящие, на которых она возлагалась.
И благоверный царь, и святейший патриарх преисполнились великой радости о такой благодати. Честная Ризы была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля.
Примерно в 1627 году была написана икона «Положение Ризы Христовой».
Событие перенесения Честной Ризы Господней произошло в марте месяце, во время Великого поста, но ради великопостного времени празднование положения Ризы Господней было перенесено на 23 июля (н.ст.), т.к. непосредственно перед этим был торжественно коронован царь Михаил Федорович.
В праздник Положения Честной Ризы Господней вместе с ней чествовался и Гвоздь Господень.
В 2002 году одна из частей ризы была найдена в Ярославском музее-заповеднике. В 2004 году она была передана Русской Православной Церкви и положена для поклонения в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре. С 1 декабря 2007 года находится в Храме Христа Спасителя.
По сведениям сотрудников Музеев Московского Кремля, после революции, в 1918 году, хранившиеся в алтаре Успенского собора святыни были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалеку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Среди них находится и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов, где хранится и поныне.